среда, 25 сентября 2013 г.

Cвобода слова для пермяков- Татьяна Черепанова о проекте Permlive.TV в журнале "Журналист" номер 5 за 2013 год



Сегодня -Всемирный день свободы печати!
Моя публикация в майском номере журнала "Журналист" о проекте Влада Воробьёва- главном проекте, на мой взгляд, медиагода.


Новые медиа
Встретимся у Влада
«Свобода слова для пермяков»:
главный медийный проект года
-Надо у всех брать лучшее: у блогеров - гражданский пафос и энергию, у журналистов – умение драматургически выстраивать эфир, у общественников - талант привлекать к себе людей, - таков один из принципов работы Владислава Воробьёва, автора идеи, создателя и созидателя программ нового экспериментального проекта Пермская открытая интернет-ТВ студия 
http://permlive1.blogspot.com/
Проект стартовал 1 октября 2012 года на базе пермской телекомпании «Урал-Информ ТВ». В одноименных группах, существующих в социальных сетях, Воробьев позиционирует проект как независимую площадку для обсуждения общественных проблем и ассоциирует «Урал-Информ ТВ» со свободой слова для пермяков. Особенность открытой студии - в системе прямых интернет - эфиров, каждый вечер собирающих у мониторов всех заинтересованных. Наряду с журналистами, в эфирах присутствуют популярные блогеры, представители общественности, политики, бизнесмены, волонтёры, учёные, врачи, учителя, поэты, музыканты и многие другие неравнодушные люди, которым есть чем поделиться с согражданами. 
Мне очень захотелось рассказать не только о самом проекте, но и о его незаурядном создателе. 
Всё начиналось с «Весточек»
-Влад, как вы стал тележурналистом? 
-Ещё в ельцинское время я учился на романо-германском отделении в Пермском госуниверситете, но я был студентом ленивым, учил только то, что мне нравилось, что казалось интересным: общее языкознание, например, эстетику, психологию… Увлекался эсперанто.
Доучился до четвёртого курса. Филфак я так и не закончил-уехал на год в Германию, в «гостевую семью». Вечерами учился на языковых курсах, а днём был старшим братом, хотите, назовите гувернёром или «нянем», у двухлетнего малыша.
Потом мы в Перми три года с моими друзьями работали в созданном нами небольшом агентстве по отправке за границу. Кроме этого ещё была школа иностранных языков: двухмесячные курсы. Мы придумали систему, которой не было в других подобных школах: на группе работало четыре человека. Один занимается грамматикой, другой дискуссию ведёт, третий - интервью…
- На пермском государственном телевидении (Т7) примерно в то же время появились «народные новости», такие нетипичные, неказённые, к которым и вы имели непосредственное отношение… 
-Это позже. Вначале меня познакомили с Вероникой Дукаревич с Т7 (ведущая, автор проектов – Т.Ч.), она в то время делала ток-шоу, мы с коллегами помогали ей со сценарием, вопросы придумывали…Так продолжалось год-полтора, такая редакторская работа была. Позже я вёл программу на радио «Альфа», работал репортёром в новостях на «Авто-ТВ».
А когда на Т7 открылась линейка «прямоэфирных» программ, которых до этого не было, когда появились первые ток-шоу, Дукаревич снова пригласила меня.
И вот три года, до 2002-го, получается, каждую пятницу - прямой эфир в 20.00 ток-шоу «Скажем прямо». Ежедневная программа «Народные новости», называлась сначала «А что у вас?», потом «Весточки», такие маленькие новости Пермской губернии. Мы ездили в командировки по всему Пермскому краю! Я приходил в наш Дом журналиста, изучал районные газеты, выбирал интересные, житейски забавные сюжеты… Мы уезжали в командировку на несколько дней, за раз снимали 5-10 сюжетов. Информационный повод для таких новостей изобретается на месте: когда ты человека видишь, ты понимаешь, как это сделать. Ты рассказываешь простые , «по жизни», истории, как местная коза потерялась и её всем миром искали, как старый дед-колдун живёт один в избе… Были такие занимательные истории, душевные, человеческие. 
Мы хорошее в человеке подчёркивали, обязательно… Это, считаю, было секретом нашего успеха. 
Несколько раз по разным темам я ездил в телевизионные школы Нины Зверевой в Нижнем Новгороде, которые идут коротко, по 10 дней: то специальный репортаж, то ведущий прямого эфира…
На одно из занятий приезжала… голландская королева! Она в России посетила только один город, как раз Нижний Новгород. Нина решила устроить ток-шоу по свободе прессы, она сама была ведущей, а из сорока студентов этого потока соведущим выбрала меня. Я этим горжусь! 
-Но вы ведь довольно долго прожили в Москве…
-… В начале нулевых убрали все прямые эфиры, кусочки только остались. Да ещё осталось место для спецрепортажей, которые мы и стали делать. Лафа с командировками закончилась, осталось всё заказное. Это было так скучно, что сделав их один или два, я понял: больше не могу. Позориться только. Поеду лучше в Москву бедствовать.
С самого начала, с первого курса я всегда деньги зарабатывал сам, преподавал английский, работал в одной из первых частных школ Перми.
В Москве быстро нашёл работу, там куча кабельных каналов… Думал, перекантуюсь месяцев восемь, но со временем понял, что и в столице не лучше…
По три месяца жил в Германии: съезжу - обратно вернусь, там у меня остались друзья. Вёл сайты туристические, наездами бывал в Голландии, Швеции, Финляндии... Два года, в 2003-2005-м я жил между Европой и Россией. Сам себе удивляюсь, как я так много ездил, на самом деле за гроши. Только автобусом, стоило очень дёшево.
А последующие пять с половиной лет занимался коучингом в Москве.
-И почему же решили вернуться?
-Заниматься коучингом(английский) возможностей уже не было: все ученики разъехались, а те кто не уехал, работают в Газпроме (зачем им английский, они и так счастливы!).Вот я и вернулся.
«…И соберу букет»… Личных брендов
- О проектах двух последних лет я знаю не понаслышке, сама в некоторых участвовала… «Пермские личности в контексте великих людей всех времён и народов», «Пермский указатель» (пермяки размышляют в прямом интернет-ТВ эфире о ключевых словах эпохи в мире, в России, в Перми», например… На вашей маленькой кухне, откуда велась трансляция, много кто побывал… Выходит, ваш нынешний проект на телестудии «Уралинформ ТВ»– именно оттуда. А вот теперь главный вопрос: чем эфиры Открытой интернет ТВ-студии отличаются от обычных телевизионных?
-Вот смотрите. Есть две журналистики: та, которая просто задаёт вопросы, ничего не отдавая собеседнику взамен. И есть та, в которой собеседники-соведущие на равных, они партнёры, как в Школе злословия у Татьяны Толстой. Считаю, что на сегодня я уже дорос до того, что я уже и не журналист в обычном понимании. Читал в каком-то интервью по теории информации, что будущее СМИ заключается в том, что каждый будет транслировать свой индивидуальный бренд. Например, он берёт разные потоки информации, делает из них свой букет, затем отдаёт их обратно, как-то оформляет, - и это и есть его индивидуальное СМИ! Как в фейсбуке, когда мы читаем ленты друзей: каждый создаёт своё индивидуальное СМИ через свой собственный отбор. Будущее СМИ, на мой взгляд, – это и есть отбор подобных каналов. 
То же самое происходит в нашей интернет - студии. Ведь каждый приходит сюда со своей собственной мотивацией. Она такая: он свои ценности, всё самое важное, особенно, когда это связано с благотворительностью, с помощью, транслирует. Этот мой гость взаимодействует с другими членами этой горизонтальной структуры, а не с каким-то абстрактным ведущим. Он, образно говоря, моделирует своё общение с единомышленниками в кофейне в конце рабочего дня, где обсуждается всё самое важное. И где происходит создание своего индивидуального СМИ через создание своих собственных новостных потоков. Я это взял и ещё как бы расширил… Каждый гость со своим индивидуальным брендом является одновременно цветком и в моём бренде, понимаете? Я собираю букет из этих брендов.
-Каков принцип отбора гостей? Вы приглашаете всех, кто захочет высказать мнение, готов поделиться личными новостями, поучаствовать в дискуссии? Помню, в вашем первом проекте один гость называл других, у кого было что сказать. Самой первой была наша известная писательница Нина Горланова, которая, подозреваю, и назвала моё, например, имя и ещё ряд других…
- Вопрос интересный, сейчас прошло уже 485 эфиров, гостей студии около 860.. У меня форматов много самых разных, и я сам иногда удивляюсь, как появляются гости. Я прилагаю к этому немного усилий, и гости тоже все разные. Есть искренние и открытые, есть и хамоватые, и откровенно неумные бывают. Я чувствую, я же очень близко сижу, что вот этот человек недобрый… Но я себя утешаю тем, что не я один это вижу. Камера в 30 сантиметрах от вас, она ещё больше вас просветит, чем на обычном телевидении.
-Раньше, примерно год назад, вы себя определяли как своего рода медиа-тренер… 
-Нет, я уже не медиа - тренер, меня теперь называют медиа-активистом, по аналогии с гражданским активистом. … Как бы это определить, трудно сформулировать, подобрать точные слова… Знаете, как нам советовали в телевизионной школе? Интервьюер должен подавать своего гостя, как Анна Павловна Шерер из «Войны и мира»: на дорогом блюде. Что это значит? Я создаю ситуацию, в которой мои гости могут продемонстрировать самое лучшее, что в них есть. Через их идеи, убеждения, часто - через их общественно- значимые, проекты. Но обязательно через их взаимодействие с другими людьми в данную минуту, не с ведущим, а с другими людьми из совершенно других проектов… И они должны попытаться ИХ убедить, не меня. Это такое «горизонтальное» взаимодействие, и соответственно, в нём присутствует элемент тренинга, это да. Но каждый гость приходит со своими новостями, проблемами, взглядами на жизнь, со своими ценностями – общение выходит всегда живое и неожиданное. Сценариев нет. Все замыслы участников по ходу реализуются.
Наш проект – это панорама лиц с одной стороны и некий срез жизни наших участников в данный момент времени. Принципиальный момент – приглашение в эфиры знаковых фигур из других СМИ, благодаря им интернет-ТВ студия воспринимается как городской форум.

Эмоции и мысли: здесь и сейчас

- На мой взгляд, у вас в эфире появляются люди, которых мы не часто видим или даже в принципе по разным причинам не можем увидеть на традиционных пермских каналах…
- Есть разные… Более того, некоторые из них появляются везде. И на радио «Эхо Москвы в Перми», и на нашей известной телекомпании «Рифей»…Отличие - в предлагаемых обстоятельствах. Как в театре, хороший актёр у хорошего режиссёра сыграет так, а у плохого - по- другому. Я не хочу сказать, что я хороший режиссёр, но предлагаемые обстоятельства выстроены как неформальное общение, здесь все равны и нет авторитетов. Обычно ведь как: сидит известный журналист, который транслирует свои вопросы, которые зачастую повторяются… А здесь никогда и никто не знает, кто с ним окажется рядом.
-А тогда какова ваша функция?
-Ходить по грани, смотреть, как человек сиюминутно реагирует на какие-то неожиданные новости… Гость вынужден реагировать на своих собеседников в «горизонтальном» общении, и одновременно, учитывать то, что происходит сейчас в мире, в России, в Перми… Здесь нет ведущих, он предоставлен себе, он не может надеяться, что ведущий его о чём-то спросит. Нет! Он сам должен выступать, защищать свою позицию… Для других приглашённых, сидящих здесь же, пришедших со своей темой, нет пиетета перед ним, для них он просто случайный собеседник, и ему нужно здесь и сейчас убедить их в чём-то.
Ну вот, для примера. Приходили представители пресс-службы нашего оперного театра вместе с иностранным менеджером нового спектакля, а в этот день у нас митинг был, и в эфире - его участники. Мы планировали поговорить про этот предстоящий спектакль, каким он будет замечательным, какой у нас шикарный театр, какая премьера, и всё такое… 
А тут – эти митинговавшие днём, речь шла о «Хромой лошади». Мгновенная смена интонаций! Благостный этот разговор мгновенно прерывается! Но это формат такой: личные новости, каждый говорит о своём, происходит такая сшибка всегда. И вот эта светская помпезность спадает, у наших театралов слёзы на глазах…Такое случается, конечно, не на каждом эфире, но эта мгновенная смена интонаций часто бывает, потому что люди не могут скрыть своих эмоций.
Думаю, мы создаём что-то на стыке… Нечто среднее между социальной сетью, телевидением и радио. Все наши программы строятся и распространяются и в социальных сетях. И гости приглашаются так же: я пишу, вот сегодня для эфира нужен такой-то человек… Но во время эфира меня не должно быть видно - я за кадром, такое своего рода тщеславие!
- Форматы, рубрики: их кто придумывает?
-Сам и придумываю. Некоторые, может, подсмотрены… Но концепция, как родилась, так и остаётся. Сейчас вместо трёх часов эфира – шесть. Первые три - образовательный канал.
-Аудитория вашего канала – специфическая, я правильно понимаю?
-Мы работаем с мыслящими людьми, которые хотят свои мысли транслировать. С другой стороны, хочется, чтобы люди, которые о том же думают, их услышали и захотели что-то изменить. Думаю, что к нам приходят те, кто нуждается в самореализации и возможности посмотреть на себя со стороны. Ведь постигает себя человек через взаимодействие с другими людьми. И самая важная потребность, которая не зависит от материального достатка и прочих факторов – это потребность быть оценённым представителями своей референтной группы.
- Получается, что это одни и те же люди, те, которые, например, смотрят канал «Дождь», слушают радиостанцию «Эхо Москвы»?
-Иногда гости одни и те же, но пружина-то всегда растягивается, это не страшно. Некоторые были уже здесь несколько раз, другие – только один. Повторяемость есть, но она не такая большая.
На «Эхе Москвы в Перми» вертикальная структура: ведущий «допрашивает» гостей, а мои гости сами друг с другом общаются, ведут такие интеллигентские разговоры как в своё время на кухне в Перми или в кофейне в Москве, а сейчас – у нас на студии!
Я уже говорил, говорил, что журналистское будущее- это отбор отдельных брендов, такая коллекция, объединённая в один бренд, один букет. Надо просто от каждого гостя взять самое лучшее. Для меня важна не столько «картинка», сколько внутренняя напряжённость, внутренняя драматургия.

Священный мусор

- Ваши удачи – общеизвестны, а приведите пример программы за эти четыре месяца, которая, на ваш взгляд, неудачна. И почему? 
-… Насчёт неудач это - относительно. Как взглянуть. Недавно была у меня в эфире одна из представительниц городского Клуба автоледи. Она никакая не ведущая, но привела на эфир нашего знаменитого модельера. Конечно, в ходе интервью были сделаны все ошибки, которые только может сделать начинающий интервьюер. Вопрос, который длится бесконечно, она больше сама говорила, чем слушала… С одной, стороны, казалось бы - провал, но для круга наших автоледи, успешных женщин, бесценный опыт! Они смотрят, думают, ага, я вот так же могу, даже лучше… А для них мода- это очень интересно! 
Сама личность спасёт, если даже интервьюер провальный. В смысле формы, наверное, это неудача; а удача в том, что без этого неопытного интервьюера не было бы у нас этого уникального гостя. К тому же, у нас ведь работают бесплатно.
Я к тому, что все люди – разные, и взгляды разные, иногда даже такие, которые я не приемлю. Но это жизнь, и мы пытаемся друг друга услышать. Вот это самое главное для меня, когда это столкновение идёт, эта сшибка… Может быть, я вас разочарую, но я уверен, что время журналистов прошло. Наступило время носителей индивидуального творческого бренда. В связи с этим вспоминаю книжку «Священный мусор» Людмилы Улицкой, у неё есть такая коллекция эссе, статей разных лет, где она сравнивает с ковром наше существование. Она говорит о том, что наше человеческое общение, это творческое создание новых связей, это такие своеобразные узелки… Будущее - за этими, так сказать, медиа-ткачами. Они достают из действительности разные эти узлы, сгустки энергии с помощью своего данного богом или кем-то таланта, энергии души, перерабатывают их, создают новую комбинацию – и отправляют дальше всем желающим. В чистом виде мы это наблюдаем в социальных сетях.
-Вы всё время придумываете новые формы подачи, новые форматы. Вот теперь образовательный канал…
- На образовательном канале для вечерних эфиров упор будет больше на обсуждения, на дискуссии… Мы надеемся на сотрудничество с департаментом образования Пермского края. Хотим показать лучших учителей прямо в действии. У них будут открытые занятия, но не как в школе… Это может быть творческий портрет учителя во взаимодействии с учениками, будем их приглашать. К нам уже приходили учитель года географ Ирина Баскевич и её ученики, они обсуждали проблемы взаимоотношений Израиля и сектора Газа! Проблемы взаимоотношений энергетического комплекса России и Урала… Было очень интересно.
Нельзя лежать на печи!
-Я правильно поняла, что Людмила Улицкая – это ваш писатель?
--Улицкая – для меня писатель номер один, именно в рассказах, а не в романах. Я рассказы у неё все прочитал, считаю, что она продолжает в наше время чеховские традиции. Больше - никто.
Мне очень нравится как Чехов ( его поведение по жизни - моя ролевая модель), заканчивает свои письма : будьте здоровы и веселы, уныние это грех. Он так считал, и я так же считаю. В своё время я прочитал все его письма, 4500 писем, шесть томов. Я в определённом смысле чеховский персонаж, сейчас скажу очень важную такую вещь. Я для себя определил такой своеобразный «конец света», мои энергичные действия до конца нынешнего года. На печи лежать больше нельзя. Вот я и придумал для себя такую точку отсчёта, она же подгоняет русского человека!
-Поэтому вы не даёте себе передышки? Хотите всё успеть…Ваша работа, я правильно понимаю? – это ваша жизнь, вам интересно с вашими гостями, вы выбрали подвижнический образ жизни. Каждую неделю - ещё что-то новое, и ещё, и ещё… Кроме «Школы публичных деятелей», «Клуба женщин», «Школы предпринимателей», «Клуба вольных путешественников», не так давно появился «Политблогинг»… Откуда силы берутся? Вы хотите сделать жизнь лучше, используя все доступные вам средства, объединяя единомышленников, расширяя информационное пространство… Но ведь это и есть, по большому счёту, задача журналистики…
- …Без живых, горящих идеей, ярких людей любой журналист превращается в пустую оболочку… В каждой личности есть сильные стороны, которыми можно гордиться, их нужно брать и как-то для общества приспосабливать. Как это делает, например, двадцатилетняя Александра Степанова, которая ведёт у нас программу « Социальные сети и благотворительность». Это такая сеть добрых дел. Извините за пафос, но я вижу в ней лучшие черты русской женщины. Это новое поколение, которое правильно использует и социальные сети, и наш эфир, в том числе, для того, чтобы выстроить репутацию. Я ищу таких людей. 

Александра Степанова, юрист и куратор частного приюта для животных, сказала мне, что благодаря открытой интернет – студии многое в её жизни изменилось. И не только потому, что расширился круг знакомых, что стало проще решать многие проблемы, связанные не только с питомцами приюта. Мир стал разнообразнее и интереснее, жизнь – более насыщенной и осмысленной.
А закончился наш разговор словами, которые я слышала и от многих других: «Встретимся у Влада».

Строим гражданское телевидение
Время стремительно. Пока материал готовился к публикации, многое изменилось. В том числе и проект, который работал на базе сайта “Урал-Информ ТВ” и назывался Пермская открытая интернет-ТВ студия. 
8 апреля 2013 года начал работу новый ресурс, который называется теперь Пермский открытый интернет-ТВ канал
PERMLIVE.TV

Слово - его инициатору Владу Воробьёву:

-Пилотный проект Пермской открытой интернет-ТВ студии показал, что его целевая аудитория составляет примерно несколько тысяч человек, пользователей социальных сетей Фейсбук и в Контакте, граждан с активной жизненной позицией, которые хотят в той или иной мере приносить пользу гражданскому обществу, объединяясь в разные группы по интересам - например, защита прав собственности или свободы слова, благотворительные инициативы или творческие проекты. Главное, что объединяет всех - людям очень важно донести свою позицию, поделиться опытом, приобрести новых сторонников в своей референтной группе - тех, кого они уважают или хотят, чтобы их уважали. Такое интернет-ТВ может быть только прямоэфирным, бесцензурным, построенным на горизонтальных связях в десятках объединений по интересам. Однако практика показала, что рано или поздно такой проект теряет основу, если он построен на слабом фундаменте....Частная телекомпания, даже самая свободная, зависит от рекламного отдела и информационных заказов властей. Такое гражданское ТВ не может, таким образом, долго финансироваться доброй волей и одним частным СМИ, потому что выступающие в прямом эфире граждане постоянно будут наступать на интересы этих государственных и частных рекламодателей. Такой проект также не может называться общественным ТВ, потому что наше государство собралось финансировать федеральное общественное ТВ, эта же модель будет транслироваться на местном уровне, по сути, став очередным PR- отделом органов власти, хотя и более либеральным. 
Гражданское ТВ не может финансироваться крупными компаниями и корпорациями, которые тоже очень уязвимы от властей. У гражданского ТВ появляется шанс, если его учредителями выступят несколько общественных организаций и частных лиц, каждое из которых в любой момент может выйти из проекта. О материальной выгоде участия в гражданском ТВ не приходится говорить: это скорее инструмент влияния на себе подобных, инструмент взаимодействия с разными группами по интересам, удобный механизм для выступления перед аудиторией, которую нельзя собрать в одно время и в одном месте.
Гражданское ТВ- это, в первую очередь, трибуна для ярких личностных выступлений, споров, диспутов, презентаций, голосований, круглых столов. Прямой эфир и крупные планы веб-камер позволяют донести до зрителя эмоции выступающих, создать эффект присутствия, сопричастности.

В редакционный совет учредителей проекта Permlive.TV, к которому всегда можно присоединиться, на сегодняшний день кроме самого Влада Воробьёва, вошли такие известные пермские общественные деятели и организации как Денис Галицкий, Александр Зотин и «Союз защиты пермяков», Лариса Рослякова и «Пермская гильдия добросовестных предприятий», Михаил Касимов и «Организация гражданских активистов».



Комментариев нет:

Архив Открытой интернет-ТВ студии на Урал-информ ТВ в 2012-2013

Начало ссылок из архива типа http://permlive.uitv.ru/... замените на http://permlive1.blogspot.ru/...